|
|
Строим сауну |
Бассейн в бане |
Реклама |
|
Строительные материалы |
Инфракрасная сауна |
Мини сауна в квартире |
Обустройство бани |
Печи для бани, сауны |
Планировка бани |
Словарь терминов |
|
|
Выбор материалов для строительства бани
|
Принципы дизайна и выбора
материалов при
проектировании сауны и бани
Говоря о дизайне сауны или
русской бани, мы не имеем ни
малейшего желания пустить
пыль в глаза. Дизайн играет
такую же важную роль, как и
технология строительства, и
часто влияет на нее.
Принципы, лежащие в основе
«банного дизайна» неплохо бы
учитывать еще на этапе
проектирования бани.
С точки зрения внутренней
обшивки сауна и русская баня
не сильно отличаются друг от
друга, поэтому, говоря о
дизайне парилки и
предпочтительных породах
дерева, используемого при
строительстве, мы не будем
их разделять.
По нашему глубокому
убеждению, дизайн парной как
сауны, так и русской бани,
должен быть физиологичен.
Проще говоря, задача дизайна
- снять ощущение шока,
которое испытывает человек,
когда попадает из комнатной
температуры в помещение, где
воздух разогрет до ста
градусов и выше. Обычно
здоровый человек даже не
чувствует никаких
экстремальных ощущений, но,
закрывая за собой дверь
парилки, он переходит в
среду, в которой основные
привычные для него параметры
(температура, влажность и
др.) изменены во много раз.
Чем спокойнее этот переход,
тем лучше парная выполняет
свою главную функцию. И
здесь важна каждая черточка
интерьера.
Пространство нужно
организовать так, чтобы
взгляд не цеплялся за лишние
детали. Максимально убрать
то, что подчеркивает
замкнутость пространства.
Углов должно быть как можно
меньше и они не должны
бросаться в глаза.
Восьмигранниками увлекаются
те дизайнеры, которым важно
подчеркнуть оригинальность
проекта. Для пользователя
ничего хорошего в этом нет.
Говоря о сглаживании углов,
мы имеем в виду отсутствие
деталей, подчеркивающих
наличие угла. Никаких
наличников, нащельников и
плинтусов. Кстати, клиент
часто этого не понимает, но
когда примыкание панелей в
углах ничем не прикрыто, это
говорит о чрезвычайно
высоком профессионализме и
ювелирной работе плотника.
Это как платье «от кутюр», у
которого швы выполнены так,
что его при желании вполне
можно носить наизнанку.
Итак, мы подходим к
парной. Через стекло в двери
мы видим мягкий спокойный
свет и лавки, которые обычно
расположены напротив двери.
В двери парной обязательно
должно быть стекло. Оно
уменьшает возбуждающий
эффект от неожиданно
пахнувшего на Вас горячего
воздуха, когда Вы открыли
дверь. Когда вы уже в
парной, стекло напоминает
вам, что внешний мир
существует, хотя и далек от
Вас. Вам также не грозит
боязнь замкнутого
пространства. Кроме того, в
целях безопасности хорошо
снаружи видеть человека,
который находится в парной.
Следующая тема - освещение.
Свет делается мягким и как
можно более равномерным.
Шок, который получает
организм через осязание,
необходимо компенсировать
спокойным восприятием
остальных органов чувств, и,
прежде всего, зрения.
Оптимальный на наш взгляд
вариант - расположить
светильники под верхней
лавкой в разных ее концах.
При этом, естественно,
лавочный настил не должен
быть сплошным, но об этом
чуть ниже. Для средней сауны
(2х2м) достаточно двух
светильников по 40-60 Вт.
Причем, именно два
светильника нужны не столько
для яркости, сколько для
равномерности освещения.
Часто светильники любят
располагать ближе к потолку.
В этом случае их приходится
закрывать декоративной
решеткой. Решетка уменьшает
светоотдачу, но оставляет
яркие пятна сверху и снизу
от светильника. Освещение
получается дробным с четкой
границей зон различной
яркости. Если Вы решите
прилечь на верхней полке, то
будет сразу понятно, почему
мы так много внимания
уделяем вопросу
равномерности освещения -
устремленный прямо в лицо
свет неприятен вообще, а
особенно, в парной, когда
организм испытывает
перегрузки, да и просто
хочется расслабиться.
О лавках мы уже обмолвились,
что их настил не должен быть
сплошным. Просвет между
досками настила составляет
1,5-3 см. Это нужно не
только для равномерности
освещения, но и для более
правильной циркуляции
воздуха в парной. По этой же
причине не стоит зашивать
боковые поверхности лавок,
хотя в дизайне скандинавских
саун это присутствует очень
часто. Кто бывал в
общественной бане, знает,
что самые неприятные запахи,
связанные с тем, что тело
потеет, скапливаются именно
внизу. При правильной
циркуляции и вентиляции
воздуха, этого не
происходит. Весь
отработанный воздух выходит
в вытяжное отверстие. И
внизу воздух ничуть не менее
свежий, чем наверху, разве
что не такой горячий и
повлажнее. Этот момент
особенно важен для тех, кто
ходит в парную всей семьей,
вместе с детьми, которые
часто располагаются на
нижних полках, а не наверху,
как взрослые.
Ширина лавок - тоже важный
момент. При ширине 70 см у
лежащего взрослого мужчины
не падает вниз рука, а при
ширине 60 см - падает.
Правда, в маленьких саунах
при длине лавки меньше 180
см об этом можно уже не
заботиться: на короткой
лавке можно только сидеть.
Нижняя лавка обычно делается
уже - 40-50 см. Из взрослых,
как правило, на ней никто не
лежит, а ребенку этого
достаточно. Широкая верхняя
лавка создает ощущение
основательности,
стабильности. Не опасайтесь,
что в сауне мало места
стоять на полу. Это и не
нужно. Все кондиции в сауне
начинаются на расстоянии
примерно 50 см от пола.
Бывают маленькие сауны, в
которых совсем негде стоять:
нижняя лавка вплотную
примыкает к двери. При этом
два человека могут спокойно
разместиться на верхней
полке, сидя рядом.
Высота верхней лавки в сауне
105-110см. При высоте
потолка 200-210 см. этого
достаточно, чтобы сидеть.
Высота нижней лавки 65-70
см. Верхняя лавка должна
быть выше нижней на 40-45
см, чтобы при необходимости,
на ней удобно было бы
сидеть. В маленькой сауне
можно сделать лавки и
потолок ниже на 10 см, но в
большой сауне потолок должен
быть 210 см. Этого требует
логика вентиляции. Таким
образом, высоты двух ярусов
лавок и потолка четко
определены и взаимосвязаны.
И тут, как из песни слово,
"выкинуть" порой даже
несколько сантиметров -
почти невозможно. Поднимать
в сауне потолок выше -
значит ухудшать кондиции на
высоте лавок и увеличивать
интенсивность вентиляции,
что может создать трудности
для прогрева.
Расположение полков и печи в
русской бане - это особая
статья. Здесь важно, чтобы
выходящий из устья печи пар
не обжег поддающего и других
людей, находящихся в
парилке. Кроме того, потолок
в русской бане можно и нужно
делать существенно выше, чем
в сауне, а от этого зависит
количество и высота полков.
На наш взгляд, нет никакого
смысла делать подспинники -
горизонтальные доски,
которые нашиваются на стену
над верхней лавкой на уровне
спины сидящего человека.
Можно понять финнов или
шведов, которые зашивают
стены хвойной вагонкой. У
них просто нет выхода. Хвоя
жжется и пачкается. Если
Ваша парилка сделана из
лиственного дерева, этой
проблемы просто не
существует. А лишние детали
в парной не нужны. Говорят,
что стены пачкаются спиной,
но подспинники также
пачкаются, и лавки
пачкаются. Все это иногда
приходится чистить. Чистить
только мелкой шкуркой без
всяких моющих средств.
Кто придумал делать в парной
деревянный пол - это
понятно. Не понятно, почему
многие до сих пор не хотят
от этого отказаться. Если Вы
пройдете по мокрому
паркетному полу в ботинках
или босиком, то пол станет
грязным. То же и в парной. В
тапочках или босиком, после
душа или нет, - пол все
равно станет грязным очень
скоро. Покрывать его лаком
категорически запрещено!
Ничто в парной не должно
быть покрыто лаком. Каким бы
хорошим (согласно инструкции
производителей) он ни был.
Кроме того, деревянный пол
не сохнет. Внизу парной
самая высокая влажность и
низкая температура.
Деревянный пол будет
являться постоянным
источником сырости, плесени
и посторонних запахов.
Поэтому лучше сделать пол
кафельным и обогреваемым. Он
не будет холодным, а тапочки
можно оставлять внизу.
Теперь, наконец, мы
переходим к породам
деревьев, которые наиболее
подходят для строительства
парной русской бани или
сауны. У хвойных, на наш
взгляд, несколько
недостатков. Это не только
выпоты смолы и наличие
сучков. Можно найти хвойную
древесину без сучков и с
удаленной смолой. Дело в
том, что хвойные деревья
энергоположительны, они
стимулируют, тонизируют. Это
хорошо знают аромотерапевты.
Но это не то, что нужно для
бани. Баня должна снимать
напряжение, это особенно
важно в стрессовом
состоянии, в котором
оказывается человек в парной
(часто незаметно для себя).
Для этого нужны породы
деревьев, которые
энергоотрицательны (отбирают
энергию) или нейтральны.
Такими являются лиственные
породы - липа, осина, абаш
(иногда его называют абаши,
абах, апах или даже апачи,
хотя, насколько нам
известно, у индейцев абаш не
растет). Свойства осины в
этом смысле максимально
выражены. Например, традиция
строительства колодцев из
осины связана с тем, что
энергообмен осины не дает
развиваться бактериям, и
вода в таких колодцах всегда
чище. Между прочим,
правильно подобранная осина
не уступает абашу
практически по всем
качествам, включая
знаменитую теплопроводность.
Эти породы лучше не
использовать в жилых
помещениях, где люди
находятся подолгу. И уж в
любом случае нельзя
смешивать хвойную и
лиственную обшивку в одном
помещении.
Конечно, все это не догма.
Обшивка из кедра, зашитые
боковины лавок, плинтуса и
верхний свет - все это имеет
право на жизнь, но это
другой стиль. Деревянный пол
сочетается с зашитыми
боковинами, а кафельный не
сочетается. Кому-то нравится
аромат хвои в парной,
кому-то - гнутые лавки и
необычный дизайн. И это
нормально. Мы лишь
попытались концептуально
изложить стиль, в основе
которого - комфорт и
физиологичность.
|
|
Строительство бани |
Кровля в бане |
Полезное |
|
Баня |
Все о бане |
Строим баню |
Полезное о бане |
Печи в русской бане |
|
|
|